Социальные проекты студенты колледжа выполняют на втором курсе. Именно на этом курсе в соответствии с учебным планом изучается дисциплина «Социальная психология». В рамках изучения этой дисциплины достигается формирование у будущих специалистов представления о закономерностях общения и взаимодействия людей в социальной и профессиональной сферах; о соотношении категорий общение и деятельность применительно к сфере юриспруденции; о психологических особенностях больших и малых социальных общностей; о социально-психологических проблемах личности: социализации, социальной установки, проблемах личности и группы. Большой интерес представляют вопросы коммуникативных и социально-психологических составляющих судебного процесса. Поэтому дисциплина «Социальная психология» связана с общей психологией, обществознанием, этикой профессиональной деятельности, юридической психологией, введением в специальность.
В этой связи целями подготовки и реализации студентами своих социальных проектов является закрепление и практическая апробация теоретических положений социальной психологии применительно к будущей профессиональной деятельности юристов.
Одновременно решается и еще один психологический аспект - т.к. студенты реализуют свои проекты в среде своих сверстников (как правило, в школах, в которых они обучались до колледжа), попадая вновь в школьную среду, студенты колледжа сравнивают себя с бывшими товарищами, а учителя - обнаруживают, как далеко от школьной скамьи ушли их бывшие ученики всего за один год учебы в колледже.
Тематика социального проектирования определяется самими студентами. Но преподаватели имеют возможность предложить базовые темы, которые наиболее интересны для студенчества.
Это следующие проблемы современного общества:
1. Профилактика и предотвращение асоциальных явлений:
- табакокурение
- наркомания
- беспризорники
- военные действия, агрессия
- проблема СПИДа и ВИЧ-инфекции
- алкоголизм
- преступность в молодежной среде
2. Поддержка и развитие социальных явлений:
- реабилитация и социализация инвалидов
- помощь пенсионерам
- поддержка многодетных семей
- поддержка малоимущих граждан
- патриотическое воспитание подрастающего поколения
- организация досуга подростков и молодежи
- интеллектуальное и физическое развития подростков и молодежи
- решение проблем студенческой молодежи
- решение проблеет трудоустройства студенческой молодежи
- создание молодежных объединений
- внедрение студенческого самоуправления
Условия и порядок проектирования определены студентами совместно с преподавателями и уточняются на практических занятиях. При этом решаются следующие задачи:
1. Постановка проблемы, актуальной для современного общества. Написание любого проекта нужно начинать с постановки проблемы, которую данный проект призван решать. Нужно выбрать ту социальную группу, на которую будет нацелен этот проект. Широко описанная актуальность заставляет не сомневаться в важности реализации конкретного проекта. Приветствуется приведение конкретной статистики и использование специализированной лексики.
2. Целевая установка. Цель должна быть одна, она должна быть четко и понятно сформулирована.
3. Задачи проекта. Несколько задач, направленных на выполнение цели проекта.
4. Общий замысел. Идея проекта, протяженность его реализации.
5.Концептуальные основы деятельности. Общая концепция проекта. Какие используемые в обществе концепции его подтверждают.
6. Гибкость моделирования проекта. Каким образом можно корректировать проект в процессе его реализации.
7. Информационное обеспечение проекта. Информационное продвижение проекта. Работа со СМИ, привлечение местных средств и ресурсов, работа с благотворителями, спонсорами, взаимодействие с властью, проведение PR кампаний.
8. Формы, механизмы и этапы реализации проекта. Форма – подача материала проекта. Механизмы – с помощь кого и чего реализуется заявленная форма. Этапы реализации – с чего начинается выполнение проекта, как развивается и чем заканчивается.
9. Ресурсное обеспечение. Бюджет проекта. Какие ресурсы необходимы для реализации проекта. Рассчет затрат, используемых проектом, его бюджет.
10. Ожидаемый результат. Прогноз результатов проекта.
11. Календарный план реализации проекта:
время |
место |
мероприятие |
краткое содержание |
категория участников |
Социальное проектирование является эффективной формой формирования профессионально-личностных качеств будущего специалиста.
Лучшие проекты зачитываются на
научных конференциях колледжа, обсуждаются среди студентов и презентуются в процессе занятий.