Воскресенье, 28.04.2024, 23:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Колледж ЦФ РАП Воронеж

Категории раздела
Общие сведения о колледже [7]
Подготовительные курсы [12]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Статьи » ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ » Подготовительные курсы

    ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА БАЗЕ 11 КЛ.

    ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

    Государственное образовательное учреждение
    высшего профессионального образования

    Российская академия правосудия

     

    Центральный филиал
     
    ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ НА БАЗЕ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
     

    РУССКИЙ ЯЗЫК

     

    Обязательный минимум знаний по русскому языку соответствует существующим требованиям к поступающим в юридические вузы и предназначен помочь абитуриентам более целенаправленно подготовиться к вступительным испытаниям.

     

    Раздел 1. Значение слова, его формальный и звуковой состав

     

          Фонетика. Звуки речи и буквы. Вторичность букв, первичность звуков речи. Гласные и согласные звуки. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Парные и непарные согласные. Фонетические процессы уподобления согласных по твердости/мягкости и по глухости/звонкости внутри слова, оглушения на конце слова: случаи отражения этих процессов в правописании (например, приставки «на з»), основное правило правописания согласных на стыке других частей слова. Обозначение мягкости согласных на письме. (Мягкий знак после непарных мягких и непарных твердых согласных. Обязательное обозначение мягкости л). Безударные гласные, их правописание. (Проверяемые гласные и принципы проверки, непроверяемые гласные).

        Лексика. Понятие о лексике. Значение слова. (Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слова). Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словарное богатство русскою языка. (Общеупотребительные слова. Профессиональная лексика. Диалектный слова. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.). Понятие об устойчивых словосочетаниях. (Фразеологизмы. Крылатые слова).

         Словообразование. Окончание и основа в слове. Окончание, суффикс, корень, приставка как значимые части слова. (Свободные и связанные корни. Вариативность аффиксов). Чередование согласных и гласных в корне. Правописание слов с чередующимися гласными о-а и е-и в корнях. Буквы с и о после шипящих и ц. Правописание приставок. (Приставки раз/роз, при/пре. Правописание на стыке приставки и последующей части слова). Различные способы словообразования в русском языке.

    Сложные слова и их правописание. (Слитные и дефисные написания).

     

    Раздел 2. Морфология  и орфография

     

    В морфологию как раздел грамматики входит учение о частях речи. Каждая часть речи характеризуется особенностями входящих в нее слов. Поэтому морфология тесно связана с орфографией, а именно с правилами написания окончаний и суффиксов: слитного, раздельного и дефисного написаний. Для того, чтобы не делать ошибок в написании слов той или иной части речи, необходимо хорошо знать не только орфографические правила, но и теоретический материал. Он будет важен также для изучения пунктуации.

    Имя существительное. Значение имени существительного и его грамматические признаки. Существительные одушевленные и неодушевленные. (Винительный падеж как грамматический показатель одушевленности. Факультативность связи признака одушевленности со значением существительного). Собственные и нарицательные имена. (Правописание имен собственных). Род. (Определение рода существительного по сочетаемости с зависимыми словами. Четыре основных родовых класса существительных. Род заимствованных слов. Род сложносокращенных слов). Число. (Существительные типа ребенок-дети. Существительные, не изменяющиеся по числам). Падеж. Типы склонения. (Три основных типа склонения: несклоняемые и разносклоняемые существительные. Склонение существительных типа столовая. Склонение фамилий типа Пушкин, Толстой, Разметнов.) Правописание падежных окончаний существительных. (Зависимость правописания от склонения.) Правописание важнейших суффиксов.

    Имя прилагательное. Значение имени прилагательного и его грамматические признаки. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. (Смысловые и формальные критерии различения: значение, суффиксы, склонение, слово- и формообразование. Правописание сложных прилагательных). Полная и краткая формы. Склонение прилагательных. (Склоняемые/несклоняемые прилагательные, смешанное склонение). Степени сравнения прилагательных. Синтетическая (простая) и аналитическая (сложная) формы. Переход прилагательных в существительные. Правописание падежных окончаний прилагательных. Правописание важнейших суффиксов.

    Имя числительное. Значение имени числительного. Числительные количественные, собирательные и порядковые. (Особенности склонения, словообразования, различия в значении). Правописание числительных, (Склонение всех частей сложных и составных числительных. Слитное и раздельное написание).

    Местоимение. Значение местоимений. Разряды местоимений. Склонение местоимений и их правописание. Сходство и различия склонения местоимений и прилагательных. Начальная н в местоимении 3-го лица. Начальное не -/ни - неопределенных и отрицательных местоимений. Аффиксы кое-, -то, - либо, - нибудь. Правописание местоимений с предлогами.

    Глагол. Значение глагола и его грамматические признаки. Неопределенная форма глагола. Переходные и непереходные глаголы (выбор суффикса - е / - и в зависимости от категории неперех. / перех.). Виды глагола. Наклонения (набор грамматических форм глагола в зависимости от наклонения). Времена глагола. Формообразующие основы глагола. Спряжение глагола в настоящем и будущем времени, (Первое и второе спряжения. Разноспрягаемые глаголы. Набор окончаний. Правило определения спряжения.) Прошедшее время. Употребление буквы ь в глагольных формах. Правописание глагольных суффиксов. Не с глаголом. Причастие и деепричастие как особые формы глагола, их синтаксическая роль. Образование причастий (в зависимости от вида и переходности исходного глагола). Суффиксы причастий. Полные и краткие страдательные причастия. Склонение полных причастий. Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Образование деепричастий (в зависимости от вида исходного глагола). Суффиксы деепричастий. Не с причастиями и деепричастиями.

    Наречие. Значение наречий. Правописание наречий. (Гласные на конце наречий. Наречия на шипящие. Отрицательные наречия. Слитное и дефисное и раздельное написание наречий и наречных сочетаний),

    Служебные части речи.

    Предлог. Понятие о предлоге, его употребление в речи. Различные части речи в роли предлогов. Правописание предлогов. (Слитное, дефисное и раздельное написание производных предлогов).

    Союз. Понятие о союзе, его употребление в речи. Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание союзов.

    Частицы. Понятие о частицах и употребление в речи. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы не и ни.

    Междометие. Значение междометий и знаки препинания при междометиях.

     

    Раздел 3. Синтаксис и пунктуация

     

    Простое предложение. Связь слов в простом предложении: согласование, управление, примыкание. Члены предложения (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство) и способы их выражения. (Тире между подлежащим и сказуемым. Невозможность других знаков препинания между главными членами предложения). Типы предложений по составу: двусоставные и односоставные (безличные, неопределенно-личные, назывные). Предложения полные и неполные. (Тире в неполных предложениях). Однородные члены предложения. Обобщающее слово при однородных членах предложения. Знаки препинания между однородными членами и при обобщающих словах. Обособленные определения, дополнения, обстоятельства и знаки препинания при них. Приложения, их обособление. Обращения, вводные слова и вводные предложения, знаки препинания при них.

    Сложное предложение. Типы сложного предложения. Сложносочиненные предложения с союзами и знаки препинания в них.

    Сложноподчиненные предложения. Общее понятие об основных видах придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

    Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой и косвенной речи.


    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

     

    На экзамене абитуриенту предлагаются на выбор темы по литературе ХIХ-ХХ вв. В список литературы включены произведения, предусмотренные программами по литературе для общеобразовательных учебных заведений (9-11 классы), рекомендуемыми Министерством образования Российской Федерации.

     

    Список литературных произведений и литературно-критических статей

     

    А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний».

    А.С. Пушкин. «Вольность». «Деревня», «К Чаадаеву», «Арион», «Узник», «К морю», «Во глубине сибирских руд...», «Анчар», «Пророк», «Поэт», «Поэту», «Я вас любил...», «К***», «19 октября» (1825), «На холмах Грузни..», «Осень», «Зимнее утро», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Вновь я посетил...», «Элегия», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка».

    М.Ю. Лермонтов. «Смерть поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Бородино», «Дума», «Родина», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Парус», «Выхожу один я на дорогу…», «Молитва», «И скучно, и грустно...», «Утёс», «Пророк», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Мцыри», «Герой нашего времени». Статьи В.Г. Белинского «Стихотворения М.Ю. Лермонтова» и «Герой нашего времени».

    Н.В. Гоголь, «Ревизор», «Мертвые души».

    А.Н. Островский. «Гроза» и вторая пьеса по выбору абитуриента.

    Статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве», Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы». А.А. Григорьева «После «Грозы» Островского», «На всякого мудреца довольно простоты».

    И.А. Гончаров. «Обломов». Статьи Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?», Д.И. Писарева «Обломов». Роман И.А. Гончарова», А.В. Дружинина «Обломов». Роман И.А. Гончарова».

    И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Статьи Д.И. Писарева «Базаров», М.А. Антоновича «Асмодей нашего времени». Н.П.Страхова «Отцы и дети» И.С. Тургенева».

    Н.А.Некрасов. «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...». «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», «Забытая деревня», «Я не люблю иронии твоей...», «О, письма женщины нам милой…», «Зине» («Ты еще на жизнь имеешь право...»), «Кому на Руси жить хорошо».

    М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». «Медведь на воеводстве», «Премудрый пескарь».

    Л.Н. Толстой. «Война и мир».

    Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».

    А.П. Чехов. «Ионыч», «Душечка», «Хамелеон», «Студент», «Человек в футляре» и другие рассказы (по выбору абитуриента). «Вишневый сад».

    А.И. Бунин. «Господин из Сан-Франциско», «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» и другие рассказы (по выбору абитуриента).

    А.А. Блок. «Мы встречались с тобой на закате...», «Незнакомка», «О, весна без конца и бет краю...», «Земное сердце стынет вновь…», «О, я хочу безумно жить...», «Родина», «Россия», Цикл «На поле Куликовом», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Девушка пела в церковном хоре», «Двенадцать».

    М. Горький. «Старуха Изергиль», «На дне».

    С. А. Есенин. «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Мир таинственный, мир мой древний», «Неуютная жидкая лунность…», «Письмо женщине», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Гой ты, Русь, моя родная», «Русь Советская», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Я последний поэт деревни...», «Письмо матери», «Я иду долиной...», «Мы теперь уходим понемногу…», «Отговорила роща золотая». «Анна Снегина».

    В.В. Маяковский. «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом па даче», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Во весь голос», «Клоп».

    М.А. Булгаков. «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».

    А.Т. Твардовский. «Василий Теркин».

    М.А. Шолохов. «Тихий Дон», «Судьба человека».

    Б.Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Гамлет», «Зимняя ночь». «Быть знаменитым некрасиво…», «Единственные дни» и другие  стихотворения (по выбору абитуриента).

    А.А. Ахматова. «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне голос был...», «Мужество» и другие стихотворения (по выбору абитуриента). «Реквием».

    А.И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор» (по выбору абитуриента).

    Великая Отечественная война в литературе 40-х гг. и последующих лет: К. Симонов. В. Кондратьев, Б. Васильев и другие (по выбору абитуриента).

    Литература второй половины XX века: Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, А.Вампилов, А. Вознесенский, Ф. Искандер, Б. Окуджава, В. Высоцкий, В. Распутин, Н. Рубцов, Ю. Трифонов, В. Шукшин и др. (по выбору абитуриента).

    Категория: Подготовительные курсы | Добавил: Admin (04.10.2007)
    Просмотров: 2414