студент колледжа ЦФ РАП Е. А. Щекланов |
научн. рук. к.п.н., доц. А. Ю. Ефремов |
РЕФОРМИРОВАНИЕ ООН В ПРОБЛЕМАТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТОЛОГИИ
Выступая на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности в 2007 г. – международном форуме, собирающем свыше 250 видных политиков, дипломатов, военных, бизнесменов, научных и общественных деятелей из более чем 40 стран мира, В. Путин отметил, что нынешняя ООН не способна реально объединить силы международного сообщества. Президент России, тем самым, подчеркнул, что для современного мира однополярная модель невозможна.
Очевидно, что ООН – это универсальный институт, созданный человечеством для предотвращения глобальных военных конфликтов, повышения статуса человека, гарантирования его прав. Создание ООН предполагало, что каждое, даже самое маленькое государство может быть спокойно за свое будущее, что права человека, закрепленные мировыми соглашениями и договорами, будут исполняться, что ни одна страна без санкций Совета Безопасности ООН не сможет начать военную агрессию. В общем-то, так и было, когда до развала СССР ООН являлась мировой чашей весов, на которой балансировали интересы двух сверхдержав. Сегодня ситуация изменилась кардинально. Мы являемся свидетелями того, как одно государство навязывает свои интересы, принципы своей системы права целому миру в обход решениям и принципам ООН.
При этом государства, которые недовольны проводимой в настоящее время мировой политикой (особенно индокитайского региона), имеющие в общем объеме ВВП своих экономик показатели, превышающие темпы экономического роста США, свое утверждение на мировом рынке видят в неизбежном укреплении многополярности современного мира.
В этой связи серьезно возрастает роль многосторонней дипломатии. Открытость и предсказуемость в политике безальтернативны, а применение силы должно быть действительно исключительной мерой так же, как и применение смертной казни в правовых системах некоторых государств.
С этой точки зрения, проблема реформирования ООН очевидна. Ведь очевидно, что, удовлетворяя потребности одной державы, ООН прекращает свое действие, как главной организации мира, и, поэтому, актуальность реформирования ООН предполагает изменение деятельности не только отдельных ее органов, но и всей системы международно-правовых, экономических и политических взаимоотношений в целом.
На наш взгляд, реформирование ООН может включать в себя следующие позиции:
Реформа Генеральной Ассамблеи ООН. Необходимость создания мирового парламента, с функциями не только консультативного органа, но и с функциями реального влияния на негативные процессы внутри страны (без нарушения права государства на суверенитет). В состав нового мирового парламента должно входить не менее 2 представителей от каждого из 184 государств-участников Генеральной Ассамблеи ООН. Обновленный мировой парламент должен быть наделен соответствующими правами на регулирование мировых и негативных процессов внутри каждой страны. Эти права ему гарантируются соглашением, которое должны ратифицировать все страны-участницы Генеральной Ассамблеи ООН.
Реформа Совета Безопасности ООН. Совет безопасности ООН был создан в далеком 1945 году. Количество постоянных членов, т.е. самых авторитетных и влиятельных на то время государств, было составлено в соответствии с послевоенным временем. С тех пор прошло 62 года. Ситуация в мире изменилась. Разрушились старые сверхдержавы и появились новые. Поэтому, в качестве реформы Совета безопасности ООН целесообразно расширить количество постоянных членов, включив Индию и Бразилию. Это должно способствовать разрушению принципов однополярного мира, делая соглашения внутри Совета Безопасности более взвешенными и сбалансированными.
Реформа Экономического и Социального Совета ООН. Необходимость в этом возникла довольно давно. Многие современные государства не справляются с социальными процессами внутри своей страны (и негативными, и положительными). Необходимо разъединить Экономический и Социальный Совет на две составляющих – Совет по Экономическим делам и Совет по Социальным вопросам. Созданный таким образом Совет по Социальным вопросам должен будет отвечать за социальное положение каждого человека в мире, а также осуществлять наблюдение за принимаемыми в каждой стране нормативными актами, относящимися к социальной сфере. Он будет иметь реальные механизмы воздействия на любое государство мира в сфере законных прав и свобод человека, закрепленных в мировых нормативных актах.
Реформа Международного Суда ООН. Международный Суд в течение длительного периода времени выполнял в основном одну функцию – политическую. То есть, по неофициальному диктату определенного лидера определенного государства, Международный Суд рассматривал государственно-правовые споры и давал консультативные заключения, основываясь не на объективном мнении судей, а на чисто политическом решении основных вопросов. Причем, сегодня состав Международного Суда ООН представляет собой 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности.
В целом, реформа ООН не предполагает изменение главенствующих в обществе концепций. В процессе реализации реформа опирается на демократию, на концепцию справедливости и гуманизма, так как она предполагает изменение жизни общества ради самого же общества.
|